Институт Устойчивых Инноваций

Глобальные тренды в области развития инструментов нефинансовой отчетности

14.01.2020

Нефинансовый отчет является сегодня важным элементом передовой бизнес-практики, что подтверждается историей и современными тенденциями нефинансовой отчетности в мире. Этот документ помогает не только вести диалог с ключевыми заинтересованными сторонами, но и повышать качество стратегического управления компанией, оперативно реагируя на потенциальные и вероятные риски, что является немаловажным фактором для инвесторов, государства и деловых партнеров. 

Как показывает исследование, проводимое аудиторской компанией E&Y, в мире 71% инвесторов обращаются к нефинансовой отчетности в процессе принятия решений касаемо дальнейшей деятельности компании, а около 80% респондентов считают, что нефинансовая отчетность крайне необходима для повышения эффективности принятия решений. 

И если раньше подготовка отчетности в области устойчивого развития воспринималась скорее как исполнение морального обязательства перед обществом, то теперь многие компании относятся к ней как к первоочередному требованию бизнеса. Сегодня компании демонстрируют, что такая отчетность увеличивает финансовую выгоду и стимулирует инновации – это подтверждает известное высказывание «то, что измеряется, то управляется». 

Очевидно, что компании, которые еще не публикуют такого рода отчетность, пересматривают свою позицию в интересах бизнеса и вынуждены начать подготовку этих отчетов уже в самое ближайшее время. Подготовка отчетности в области устойчивого развития и далее будет приобретать все большее значение не только для сохранения образа конкурентоспособной компании в общественном сознании, но и для получения более четкого представления о том, как работы по подготовке отчетности в области устойчивого развития влияют на бизнес и способствуют, например, сокращению издержек и реализации новых возможностей. 

Как отмечают многие аналитики и эксперты в области нефинансовой отчетности, Глобальная Инициатива по Отчетности (GRI), остается наиболее признанной платформой, используемой и эффективной с точки зрения предоставления информации, совместимой с другими системами отчетности. Стандарты GRI дают огромные преимущества бизнесу, правительствам и заинтересованным сторонам и могут быть адаптированы к потребностям любой организации. Те, кто использует эту информацию для практических целей, могут быть уверены: они основаны на мнениях многих заинтересованных сторон и на передовом опыте отчетности. На конец 2019 г. в базе GRI были зарегистрированы 13341 организация, 52470 нефинансовых отчетов. 

За годы, прошедшие с момента подписания Парижского соглашения, действия в направлении противодействию изменению климат среди государств, компаний и общественных объединений значительно активизировались. Наиболее динамичные сдвиги нашли отражение в том числе и в нефинансовой отчетности, включая содержательную проблематику. Одна из старейших инициатив, связанных с климатической отчетностью – Carbon Disclosure Project (CDP). На данный момент в рамках CDP создана и поддерживается самая крупная в мире база отчетности по загрязнению окружающей среды. В рамках проекта ежегодно собираются данные о деятельности компаний о выбросах парниковых газов и климатических стратегиях, обращении с водными и лесными ресурсами. Начиная с 2003 г. число компаний, участвующих в отчетных кампаниях, возросло более чем в 30 раз – c 220 до 7016. Данные предоставляются 650 институциональным инвесторам (83 трлн долл.). Доказано, что инвестиции в компании, которые активно управляют и планируют действия по торможению глобального потепления, имеют на 18% более высокую рентабельность (ROI), чем в компании с более низкими показателями, что указывает на упреждающий подход к управлению рисками в финансовом сообществе. 

В 2018 г. обозначился новый мощный тренд, отмечаемый всеми исследователями и аналитиками: обращение компаний к 17 Целям устойчивого развития ООН (ЦУР) в качестве идеологической основы и целевых ориентиров для нефинансовой отчетности. Многие компании начали внедрять тематику, связанную с достижением ЦУР, в свои отчеты. «Тот бизнес, который в числе первых приводит свои стратегии в соответствие с ЦУР, имеет преимущество перед другими на этом поле в 10-15 лет», считает исполнительный директор Глобального договора ООН. В обзоре Всемирного делового совета по устойчивому развитию (WBCSD) сделано заключение о том, что 79% из 157 проанализированных компаний в той или иной степени признают ЦУР; 45% начали согласовывать свои стратегии устойчивого развития с критериями ЦУР на целевом уровне; 6% согласовали свои стратегию и цели с конкретными критериями ЦУР на целевом уровне и измерили свой вклад в достижение релевантных для себя целей. 

Таким образом, грамотно подготовленная нефинансовая отчетность становится для коммерческих организаций своего рода «дорожной картой», указывающей на маршруты взаимодействия с заинтересованными сторонами в рамках создания устойчивых стратегий, направленных на трансформацию бизнес-моделей, продуктов и услуг, а также местных сообществ в регионах присутствия таких организаций. Основные результаты от внедрения процесса подготовки нефинансовой отчетности в корпорации следующие: 

— улучшение рейтингов, в частности рейтинга корпоративного управления, что, в свою очередь, способствует привлечению заемного капитала для компании;

— содействие в укреплении международной репутации и проведении успешного IPO на западных фондовых биржах, а также в привлечении в качестве акционеров институциональных инвесторов (таких как пенсионные, взаимные фонды и пр.);

— возможность привлечения более дешевых и «длинных» займов (например, получение кредитов от банков, следующих «принципам Экватора», невозможно без оценки уровня экологической ответственности);

— повышение интереса инвесторов не только к компании, но и непосредственно к менеджменту, который с помощью нефинансовой отчетности продемонстрировал качество своего корпоративного управления, корпоративную устойчивость, высокий уровень управления нефинансовыми рисками и способность эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами;

— повышение степени доверия в отношениях компании с заинтересованными сторонами, что позволяет предотвращать потенциальные угрозы и конфликты с заинтересованными сторонами.


Назад, к списку