Институт Устойчивых Инноваций

Особенности стратегической экологической оценки региональных и локальных программ и планов развития

20.03.2018
В последние годы во многих странах мира широко используется механизм стратегической экологической оценки (СЭО), который представляет собой пошаговую процедуру анализа и обсуждения возможных экологических последствий реализации предлагаемых государственных и муниципальных стратегий развития, планов и программ с соответствующими органами власти, общественностью, широким кругом заинтересованных сторон. Результаты обсуждения представляются политикам и должностным лицам, ответственным за принятие решений, для того, чтобы они могли взвесить все достоинства и недостатки различных вариантов развития. Таким образом, благодаря СЭО принятие решений становится прозрачнее и вызывает больше доверия у общественности. В конечном счете, СЭО – это механизм, позволяющий правительствам обоснованно выбирать такие варианты экономического развития, которые благоприятствуют здоровью населения и охране окружающей среды.

Принципы, предусматривающие предупреждение неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду активно внедряются во всем мире. Различаются модели внедрения и развития процедур экологической оценки: страны, нацеленные на соблюдение норм ЕС, принимают законы, соответствующие требованиям европейских директив; другие страны формируют свою нормативную базу в рамках системы государственной экологической экспертизы с дополнением процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Необходимая гармонизация процедур экологической оценки разных стран происходит достаточно медленно и проходящие сейчас широкие обсуждения свидетельствуют о наличии значительных методологических проблем. Для решения этих проблем и ускорения принятия единой экологической оценки необходимо:

 – обратить внимание на тенденцию расширения предмета СЭО в контексте оценки «выживаемости», в первую очередь, с позиций сохранения/возрастания капитала устойчивости развития территорий, снижения рисков жизнедеятельности и сохранения экосистем через сбалансированное использование экологического, социального и экономического капиталов;
дополнить рациональный позитивистский естественно-научный подход к исследованию экологических проблем в рамах СЭО элементами целеориентированного нормативного подхода;
 – понять, что внимание к социально-экономическим последствиям в рамках СЭО зависит от того, насколько развитие страны или региона ориентируется на достижение сильной или слабой устойчивости.

Таким образом, существуют достаточные основания расширения процедуры СЭО в контексте ориентации на Цели устойчивого развития и интеграции с социальными и экономическими вопросами. Если существующая практика СЭО будет развиваться в направлении учета различных факторов устойчивости, задача будет заключаться в обеспечении того, чтобы в конечном счете экономические, социальные и экологические проблемы решались с одинаковой строгостью, чтобы оценка устойчивости осталась нейтральной по отношению к затронутым интересам. Экологический протекционизм в оценке стратегических и плановых документов целесообразно сделать для территорий с особо неблагоприятной экологической ситуацией. Продвижение в данном направлении безусловно послужит укреплению существующего процесса СЭО в результате большего акцента на предоставление исходной информации и обеспечения консультаций с экспертными организациями и общественностью.

Г.А. Фоменко


Назад, к списку